вторник, 25 декабря 2012 г.

Дисциплина ОПП.

 Дисциплина ОПП.  Практическое занятие 3. 

Задание 1. Проанализируйте ФГОС N профессионального образования и определите содержание компонент, необходимых для проектирования образовательной программы.



В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального  образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя:
- учебный план,
- программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся,
- программы учебной и производственной практики,
- календарный учебный график,
- методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ. Она должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.


Задание 2. Разработайте памятку составителю учебного плана (образовательной программы) образовательного учреждения.




Рабочая программа учебной дисциплины имеет следующую структуру:

1.                           Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

2.                           Содержание дисциплины.
3.                           Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
4.                           Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ.
5.                           Активные методы обучения.
6.                           Материальное обеспечение дисциплины.
7.                           Литература.

В разделе 1 «Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины» необходимо сформулировать цель изучения дисциплины, которая должны быть соотнесена с общей целью Государственного образовательного стандарта специальности, и определить основные задачи дисциплины в системе подготовки специалиста данного профиля.
Указываются учебные дисциплины, изучение которых будет базироваться на знании данной дисциплины. Необходимо сформулировать требования к уровню освоения программы, т.е. указать, что должен знать, понимать, уметь студент после освоения дисциплины. Требования к знаниям и умениям целесообразно сформулировать раздельно в соответствии с квалификационными требованиями ГОС .
В разделе 2 «Содержание дисциплины» дается распределение объема дисциплины (в часах) по семестрам и видам занятий в соответствии с учебным планом специальности, указываются формы контроля по дисциплине. Приводятся виды самостоятельной работы с указанием объема (в часах). В перечень видов самостоятельной работы  входят: изучение теоретического материала по учебникам и учебным пособиям; подготовка к практическим и лабораторным занятиям, написание рефератов, выполнение индивидуальных творческих работ.  Трудоемкость должна учитываться и при включении в планы занятий различных форм внеаудиторного  контроля работы .
Приводится перечень разделов и тем лекционного курса, краткое содержание, последовательность изложения, указывается объем лекционных часов. Приводятся пречни практических занятий и лабораторных практикумов с указанием объема аудиторных занятий (в часах), тем и номеров раздела.
В разделе 3 «Организация текущего и промежуточного контроля знаний» приводится перечень контрольных работ. Коллоквиумов с указанием тем, разделов и сроков проведения. Отдельно отмечается проведение контроля знаний с использованием тестовых заданий.
Приводится примерная тематика рефератов.  Указывается учебно-методический материал , используемый для поддержки и контроля самостоятельной работы . Указываются главы, параграфы, страницы, номера упражнений и заданий, другие пояснения, необходимые для точного определения объема самостоятельной работы студентов.
В разделе 4 «Технические средства обучения и контроля, использование ЭВМ» приводится перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайд-, кино- и телефильмов, ресурсов Internet.
В разделе 5 «Активные методы обучения» отражаются деловые игры, научные и творческие проекты, круглые столы, проводимые в ходе изучения дисциплины, указываются сроки их проведения.
В разделе 6 «Материальное обеспечение дисциплины» приводится перечень необходимых учебных лабораторий, кабинетов, компьютерных классов для проведения лабораторных и практических занятий; современных специализированных приборов и установок.
Раздел 7 «Литература» состоит из трех подразделов: «Основная литература», «Дополнительная литература» и «Учебно-методические материалы по дисциплине». В разделе указывается примерный контингент , одновременно изучающих данную дисциплину (учитываются все специальности и формы обучения).


Задание 3. Ниже приведены три определения понятия «образовательная система». Как будут различаться стратегии проектирования в зависимости от выбора того или иного определения? Что будет приоритетно являться предметом преобразования в каждом из вариантов?
Образовательная система — это совокупность образовательных программ, удовлетворяющих запросы определенных групп населения на данной территории и обеспечивающих стабильность результатов образовательной деятельности (О. Е. Лебедев).
Образовательная система — это специально выстраиваемая силами общества и государства в соответствии с историческим и социокультурным контекстом система сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества.
Образовательная система это специально организованная система, предназначенная включить человека в культуру (прошлую, настоящую, будущую), придать эволюции культуры безопасный ход, т. е. выработать, сформировать определенную готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области (В. Е. Радионов).

В процессе проектной деятельности формируется ситуация ценностного выбора. От позиции, которую займет педагогический коллектив и руководство, зависит рассмотрение проектируемой системы как теоретического конструкта или как «живого», развивающегося по своим законам организма. От самоопределения участников проектной деятельности по этому вопросу зависит стратегия проектирования. В одном случае изначально будет задана обслуживающая функция людей относительно становления системы, сконструированной вне их жизненных смыслов и образовательных потребностей. В другом система станет развиваться в проектном режиме, исходя из естественных закономерностей внутреннего созревания нового качества людей и отношений, создающих энергию, питающую социально-педагогические процессы, разворачивающиеся в образовательном учреждении.
Понимание образовательной системы как совокупного субъекта проектной деятельности заставляет по-иному взглянуть на природу и логику проектирования. Здесь исчезает противопоставление «субъект—объект» проектной деятельности. Определение миссии, или социально-культурного назначения, проекта оказывается тесно связанным с прояснением смыслов жизнедеятельности образовательной системы как субъекта своего функционирования и развития.





Практическое занятие  5
Тема: Проектирование контекста педагогической деятельности


К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести:
1) ситуации стимулирования;
2)ситуации выбора;
3) ситуации успеха;
4) конфликтные ситуации;
5) проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
6) ситуации риска;
7) ситуации критики и самокритики;
8) ситуации помощи и взаимопомощи;
9) ситуации угрозы наказания;
10) ситуации самооценки;
11) ситуации общения;
12) ситуации подчинения;
13) ситуации убеждения;
14) ситуации обвинений и выдержки;
15) ситуации быстрого переключения в работе и общении;
16) ситуации соревнования и соперничества;
17) ситуации сопереживания;
18) ситуации проявления невнимания;
19)ситуации ограничения;
20) игровые ситуации;
21) ситуации ответственных решений;
22) ситуации освоения новых способов деятельности;
23) ситуации выражения веры и доверия;
24) ситуации предъявления требований;
25) тренинговые ситуации;
26) ситуация расхолаживания дисциплины и дезорганизации.



Задание 2
Модель пространства урока состоит как минимум из трех основных компонентов:
  1. Пространственно-предметный;
  2. Технологический;
  3. Социальный.
Каждый из названных компонентов модели состоит из комплекса необходимых элементов.
Содержательно в пространственно-предметный компонент пространства урока могут быть включены:
– уютный кабинет, располагающий к эффективной работе: теплый, хорошо освещенный, с необходимым минимумом удобной модульной мебели;
– эстетичный наглядный и дидактический материал развивающего характера;
– ТСО: компьютер с выходом в Интернет, телевизор с большой диагональю;
– символическая насыщенность или атрибутика: к примеру, в кабинете истории это могут быть портреты и ценные высказывания исторических персоналий, линия времени, картины исторических мест и значимых событий, государственная символика и т. д.
Пространственно-предметный компонент характеризует не столько совокупность тех или иных пространственных или предметных «единиц», сколько способ их стимулирующего функционирования в данном пространстве урока
Технологический компонент состоит из комплекса элементов, которые позволяют субъектам образовательного процесса включиться в различные виды деятельности, актуализирующие их личностный рост и движение к успеху:
– деятельностная структура образовательного процесса;
– стиль преподавания, основанный на принципе развития партнерских взаимодействий субъектов;
– личностно ориентированные формы обучения;
– гибкость и развивающий характер программ. 
Иначе говоря, технологический компонент – это педагогическое обеспечение развивающих возможностей образовательного пространства.
Социальный компонент несет на себе основную нагрузку по обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, в сохранении и улучшении самооценки, в признании со стороны окружающих, в самоактуализации.
Основные элементы социального компонента:

– авторитетность учителя;
– взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
– позитивные установки на деятельность и взаимодействие;
– участие всех субъектов в управлении образовательным процессом;
– качественная результативность взаимодействия субъектов.




Задание 3. Спроектируйте образовательное пространство учебной группы

Комментариев нет:

Отправить комментарий