среда, 7 ноября 2012 г.

ППВ


Дисциплина ППВ

Глоссарий по педагогике


 Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.
 Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
 Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
 Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла

Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
 Взаимодействие — процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Внушаемость - особая податливость человека внушению - воз действию окружающих людей, без критической оценки этого воздействия.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании — учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Воспитание — специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Закономерность - внутренняя связь явлений, процессов, обусловливающая закономерное развитие явлений и процессов.
Знания - обобщенный опыт человечества, включающий основные понятия, термины, факты, законы науки, теории, идеи, способы деятельности
Зона ближайшего развития - скрытые возможности в психологическом саморазвитии человека, которые открываются при Указании ему минимальной подсказки или внешней по мощи.

Гипотеза исследования — научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

Диагностика - способ получения измеряемых показателей обучения, обеспечивающих объективное и всестороннее изучение условий и результатов учебного процесса, способ прояснения всех изменений, которые происходят в познавательном процессе
 Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
 Дифференциация - ориентация образовательных учреждений на развитие интересов, склонностей, способностей и педагогических возможностей обучающихся.
  
Индивидуальный подход в воспитании — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Инновация - все новое, вводимое в известные педагогические системы и традиционно организуемый процесс в данный исторически-временной период развития педагогической практики.
Интеграция — объединение в целое каких-либо частей.


Конформность — тенденция человека приспособить свое поведение к ожиданиям, нормам, требованиям группы людей; податливость реальному или воображаемому давлению группы; готовность изменить свои взгляды и ценности под влиянием окружающих.
Концепция воспитания (обучения) — цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Компетенция - готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели; готовность к успешной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, составляющая социальный заказ к системе образования.
Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности.
 Контроль - операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями стандартами.

.
Личностный подход — последовательное отношение педагога к ребенку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни обществ

Методология — 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения — способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Мировоззрение — система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Направление обучения - организационная форма профильного обучения, обеспечивающая расширенное изучение группы предметов определенных образовательных областей.
Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Научение — результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.

Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучаемость — способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в различной степени легкости и быстроты усвоения.
Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Общение — одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
 Оценка — определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
Оценивание — процесс вынесения суждений о ходе и результатах образовательного процесса, содержащий качественный и количественный анализ, имеющий целью стимулирование качества.

Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
 Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению.
Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Самоактуализация (самореализация) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Самообразование — самостоятельное овладение человеком знаниями, умениями и навыками, соврешенствование уровня самого образования.
Симплификация — обеднение, упрощение детского развития в результате форсирования его темпов.
Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Самоопределение - самостоятельный этап социализации, внутри которого индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения себя со сферами жизнедеятельности, при условии которых человек становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей.

Тест — стандартизированная процедура измерения.
Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Трансформация-преобразование, превращение.

Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и 
управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).

Условия — обстоятельства, от которых что-либо зависит (условия развития личности, условия игры и др.).
Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Ценностная ориентация — положительные или отрицательные значимости для индивида предметов и явлений социальной действительности.
Ценность — личностный смысл определенных явлений действительности для индивида.



2. Граф понятий



3.Ментальная карта дидактической системы


Комментариев нет:

Отправить комментарий